ЭТП — это распространенный в деловой среде термин, который в расшифровке значит «электронная торговая площадка». Данное решение предназначено для ведения торгов и осуществления закупок в цифровой среде, поэтому исключает традиционный бумажный документооборот. Вместо этого покупатели и продавцы используют электронные версии документов (визируются при помощи ЭЦП), касающихся взаимодействия участников торгов. На такой площадке подаются заявки на проведение закупок, формируются ценовые предложения, заключаются государственные контракты между заказчиками и поставщиками и так далее. Как правило, информация на ЭТП открыта для всех пользователей за исключением случаев, когда проводятся закрытые торги. При этом многие интернет-платформы позволяют скачивать документы, касающиеся закупок, только после аккредитации.
Принципы работы ЭТП
Несмотря на то что функционал программно-аппаратного комплекса, объединяющего заказчиков и поставщиков всевозможных товаров и услуг, может различаться в нюансах, общий принцип его работы остается неизменным:
- Участники торгов регистрируются на электронной площадке: создают учетные записи и проходят аккредитацию.
- Заказчик создает и размещает лот-объявление, в котором перечислены требования к объекту закупки и исполнителю.
- Поставщик создает заявку с ценовым предложением и описанием условий сотрудничества.
- Заказчик сортирует список претендентов на выполнение заказа и выбирает из них исполнителя.
- Стороны согласовывают организационные моменты сделки и подписывают договор на оказание услуги.
Иногда конкурсы проводятся по принципу анонимности, когда заказчик не знает, кем являются претенденты и руководствуется исключительно ценой предложения. Такой подход помогает поддерживать честную конкуренцию.
Разновидности электронных торговых площадок
Существует большое количество сайтов для проведения торгов, из которых поставщики выбирают наиболее подходящий для себя. В основном электронные торговые площадки различаются между собой функционалом и условиями проведения закупок. Например, на федеральных ЭТП проводятся госзакупки по 44-ФЗ и торги по 223-ФЗ для субъектов малого и среднего бизнеса. Коммерческие платформы, в свою очередь, специализируются на закупках частных компаний, хотя на них могут проводиться и спецторги государственных организаций. Интернет-магазины и маркетплейсы обеспечивают потребность осуществления закупок в малых объемах. Кроме того, существуют специализированные ЭТП, которые работают с закрытыми секретными заказами, в том числе касающимися государственной оборонной сферы.
Тендеры по 223-ФЗ проводятся компаниями с государственным участием. К таким организациям относятся естественные монополии, госкорпорации, коммунальные структуры, а также предприятия, работающие в сфере энергетики и нефтегазовой отрасли. Могут торговать по 223-ФЗ и бюджетные организации за счет внебюджетных финансов. Помимо федерального закона, закупки регламентируются требованиями покупателей. Правила участия в коммерческих конкурсах разрабатываются заказчиками мероприятия, тогда как условия тендеров обусловлены 223-й статьей российского законодательства.
Что касается электронных торговых площадок, работающих с открытыми закупками по 44-ФЗ, то их количество ограничено по распоряжению правительства. В этот перечень входят несколько федеральных компаний общим количеством менее десятка. Закупки по 223-ФЗ, доступные представителям среднего и малого бизнеса, а также самозанятым, проводятся на федеральных платформах, где им отведена отдельная секция (взаимодействие с коммерческой частью также предусмотрено). В ней процедура аккредитации осуществляется так же, как и в случае работы по 44-ФЗ, то есть в автоматическом режиме непосредственно после регистрации в ЕИС.
Остальные конкурсы по 223-ФЗ без ограничения круга участников организуются на тех же ЭТП (коммерческих или государственных), если нет противоречий с законодательством. Аккредитацию проходят по правилам конкретной онлайн-платформы независимо от регистрации в ЕИС. Для этого участник регистрируется на сайте площадки и загружает документы с применением электронной подписи. Для деятельности в секции по 223-ФЗ отдельная аккредитация не требуется, достаточно единой, обеспечивающей доступ ко всем отделениям ЭТП. При этом могут различаться тарифы на работы с разными видами закупок. На коммерческих площадках, в отличие от федеральных, не требуется предварительная регистрация в ЕИС, но электронная подпись также понадобится.
Маркетплейсы для закупок товара в малых объемах могут работать по 223-ФЗ и 44-ФЗ. Механизм функционирования подобных электронных торговых площадок достаточно простой. Закупка размещается покупателем в агрегаторе, исполнитель находит тендер и обозначает цену товара, работы или услуги. По истечении срока заказчик выбирает продавца, предложившего наиболее приемлемую цену. Информация о закупках в электронных магазинах в ЕИС не публикуется, тендеры заказчик отыскивает сам через агрегатор. Поиск заказов позволяет упростить СБИС, собирающий информацию со всех виртуальных торговых точек на один сайт.
Электронные коммерческие площадки, предназначенные для закрытых торгов, отличаются наличием дополнительных средств защиты документооборота. Когда заказчик осуществляет открытую закупку для базовых нужд, извещение публикуется на любой федеральной платформе. Если же закупка связана с гостайной, то тендер проводится исключительно через специализированную площадку.
Преимущества ЭТП на платформе NBT
Электронные торговые площадки, разработанные на платформе NBT, являются одним из наиболее эффективных решений, доступных на российском рынке. Программный комплекс позволяет автоматизировать все этапы взаимодействия заказчиков с поставщиками, оптимизировав работу под решение узкоспециализированных задач. Это могут быть собственные отраслевые проекты, разработанные под специфику предприятий госсектора, площадки для организаций, специализирующихся на электронной коммерции, маркетплейсы и интернет-магазины.В числе преимуществ ЭТП от NBT стоит отметить:
- Применение передовых информационных технологий.
- Соответствие действующему законодательству (гражданскому кодексу, 44-ФЗ, 223-ФЗ).
- Совместимость с внутренними и внешними IT-решениями.
- Удобство использования платформы пользователями с любым уровнем подготовки.
- Обеспечение безопасности закупочных процессов.
- Оперативное развертывание площадки.
- Адаптивность к любым изменениям со стороны заказчика и поставщика.
Созданные на основе платформы NBT электронные торговые площадки отличаются гибкостью настройки. Они обеспечивают эффективное электронное взаимодействие, поддержку справочников и каталогов, интеграцию с сайтом ЕИС, а также помогают выполнять расчеты и работать с договорами, вести отчетность и аналитику. Высокая результативность работы ЭТП NBT достигается за счет удобной структуры, мощной технической базы и новейшего программного обеспечения.
Чтобы подробнее ознакомиться с функционалом и другими особенностями системы NBT, посетите раздел «Электронные торговые площадки» нашего сайта.