Импортозамещение идет полным ходом. Однако очевидно, что для целого ряда иностранных решений еще не существует полноценной отечественной альтернативы. Что делать в такой ситуации? Чем импортозамещение должно отличаться от технологической независимости? Об этом говорили участники секции «Импортозамещение», которая прошла в рамках CNews FORUM 2023.
Два пути импортозамещения
Уровень технологической зависимости российских компаний от иностранных вендоров достаточно высокий. По какому пути пойти: разрабатывать собственные продукты или сосредоточиться на локализации представленных на рынке готовых решений, задается вопросом Дмитрий Пшиченко, директор по ИТ Highland Gold. По его мнению, выбор того или иного подхода будет определяться стоимостью, пригодностью для потребностей заказчика и временем до внедрения.
Дмитрий Пшиченко подробно рассказал о плюсах и минусах покупки готового решения и разработки собственного софта. По его мнению, идти по второму пути выгоднее, когда бизнес уникален, и ни одно готовое решение не сможет адаптироваться под его потребности, готового ПО в принципе не существует или оно слишком дорого. Еще одна причина — существуют такие аспекты бизнеса, где можно обрести конкурентное преимущество. «Тогда ваш вариант — нанять команду разработчиков и пуститься в длительный путь разработки уникального ПО, способного вывести ваш бизнес на желаемый уровень», — советует эксперт.
Уровень технологической зависимости
Источник: Highland Gold, 2023
В качестве дополнительного варианта Дмитрий Пшиченко предложил использовать гибридный подход, когда компания покупает у вендора решение, а потом дорабатывает его под себя с помощью своей внутренней команды разработчиков. Также есть возможность использовать No-code-платформы, благодаря которым компания может значительно сократить бюджет и сроки на разработку и MVP.
Российские продукты для импортозамещения
Александр Наймарк, директор департамента продуктовой разработки «Норбит», привел пример цифровизации нестандартных бизнес-процессов на базе отечественной low-code платформы NBT. Заказчику — территориально распределенному холдингу — необходимо было цифровизировать процесс материально-технического обеспечения с учетом требований федерального законодательства.
Александр Наймарк, директор департамента продуктовой разработки «Норбит»: В реальном проекте задействовано 30 тыс. пользователей и 10 млн объектов, то есть может быть очень много разных бизнес-процессов.
Платформа NBT позволяет конфигурировать модель данных, создавать интерфейсы форм и реестров, перевести бизнес-процесс на кейс-менеджмент, настроить ролевую модель, права и полномочия, рабочее место пользователя. Александр Наймарк продемонстрировал, как это сделать на платформе.
Возможности платформы NBT
«Это идеальный процесс. Но в реальном проекте задействовано 30 тыс. пользователей и 10 млн объектов, то есть может быть очень много разных бизнес-процессов», — говорит Александр Наймарк. Еще одна проблема связана с ИБ — часто заказчик выдвигает множество требований, которые надо удовлетворить. Дополнительные сложности создает необходимость интеграции решения с уже имеющимися системами заказчика. Также необходимо настроить отчеты и аналитику. Для решения всех этих проблем на платформе предусмотрены соответствующие технологические решения.
Александр Наймарк: Главные сложности возникают при цифровизации сквозных процессов
Компании стремятся быстро менять бизнес-процессы в соответствии с новыми требованиями бизнеса. Удобнее всего желать это, используя специальную комплексную платформу, рассказал Александр Наймарк, директор департамента продуктовой разработки компании НОРБИТ (входит в группу ЛАНИТ).
CNews: Какие сложности возникают при цифровизации бизнес-процессов?
Александр Наймарк: Одна из основных — синхронизировать бизнес-процессы с постоянно меняющимися требованиями. Реагировать на изменения нужно быстро и тратить на такую адаптацию минимально возможный объем ресурсов. Речь и о бюджете, и временных затратах, и силах команды. Часто проблемы возникают с реализацией именно сквозного процесса, в рамках которого необходимо связать все источники данных и множественные решения, входящие в ИТ-ландшафт компании. Озадачены заказчики также поиском отечественных решений, созданных на базе современного стека технологий, поддерживающих высокие нагрузки, обладающих широкими интеграционными возможностями.
CNews: Как они решаются на платформе NBT?
Александр Наймарк: NBT – комплексная платформа, на базе которой легко автоматизировать ключевые процессы компании. Благодаря low-code инструментам клиенты могут гибко подстраивать процессы под меняющиеся требования рынка, сокращать показатели time2market, а также активно использовать практики создания MVP для тестирования бизнес-гипотез, минимизируя возможные рыночные риски. Кроме этого, снижается и потребность в разработчиках.
Модульный принцип платформы позволяет автоматизировать полный цикл сквозного процесса без разрыва информационного потока. В системе применяются широкие возможности интеграции для лучшей согласованности и ускорения. В частности, есть поддержка Apache NiFi, упрощающая включение ИТ-продуктов на базе NBT в контур существующей ERP, а также замену с их помощью крупных модулей.
Решение поддерживает различные СУБД, в нем используется вертикальное и горизонтальное масштабирование и кэширование шаблонов для обеспечения высокой производительности и отказоустойчивости. Платформа постоянно обновляется, активно расширяется ML-/AI-функционал, который помогает нарастить аналитические возможности.
NBT соответствует требованиям законодательства и входит в единый реестр российского ПО. Сам вендор активно занимается развитием экосистемы вокруг решения и компетенций партнеров. За последние полгода запущено несколько образовательных программ с возможностью сертификации.
CNews: Какие сервисы доступны на платформе?
Александр Наймарк: На базе NBT можно в короткие сроки развернуть готовые конфигурации для реализации основных процессов закупок, организовать омниканальное взаимодействие с поставщиками, запустить портальные решения при B2B взаимодействии, крупные блоки по материально-техническому обеспечению, бюджетированию, ТОРО, процессы по управлению договорами, ИТ-активами, обращениями и HR.