Банк России - довольно крупный заказчик с закупочным бюджетом порядка двух десятков миллиардов рублей в год. При этом ЦБ имеет особый правовой статус и не руководствуется в своей деятельности многими федеральными законами, обязательными для госорганов или для компаний с госучастием. Как в этой ситуации строится политика мегарегулятора в сфере закупок, в интервью "Интерфаксу" рассказал главный аудитор Банка России Валерий Горегляд.
У Банка России особый правовой статус - мы не подпадаем под действие ни 44-ФЗ, ни 223- ФЗ. Регулирование закупок осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом 135-ФЗ "О защите конкуренции" и внутренним положением о порядке закупок.
В то же время мы включили в свою новую нормативную базу основные идеи федеральной контрактной системы - открытость и конкурентность. Наша цель - создание эффективной системы, а ее можно организовать только в конкурентном рыночном пространстве. При этом у нас была уникальная возможность создавать нормативную базу, формировать необходимую инфраструктуру, исходя из своих специфических потребностей и возможностей. Все лучшее, что было в 223-ФЗ и 44-ФЗ, мы использовали при создании нашей системы закупок.
В 2016 году произошли существенные изменения в системе закупок Банка России. Мы открылись для рынка, создали единый годовой план закупок, который опубликовали на сайте Банка России. Теперь потенциальные поставщики могут, ознакомившись с ним и определив собственные интересы, предложить свои услуги.
Кроме того, в прошлом году мы разработали и ввели в постоянную эксплуатацию Единую информационную систему (ЕИС) в сфере закупок. Это ключевой элемент инфраструктуры, который позволил создать единое информационное пространство для всех участников закупочной деятельности во всех структурных подразделениях Банка России - от Калининграда до Владивостока. Теперь автоматизация распространена на все закупочные процессы - от формирования потребности в товарах, работах, услугах до исполнения обязательств в рамках заключенных договоров, обеспечена интеграция закупочной деятельности со смежными процессами финансового планирования, проектного управления и бухгалтерского учета.
Еще одним результатом этих работ стала бесшовная интеграция внутренней системы Банка России (ЕИС) с электронной торговой площадкой (ЭТП) "Сбербанк-АСТ". Это позволяет информировать рынок о проводимых Банком России процедурах закупок в онлайн-режиме и осуществлять их в электронном виде. В дальнейшем мы планируем сотрудничать и с другими площадками, чтобы можно было информировать большее количество действующих и потенциальных поставщиков Банка России.
С этой же целью в этом году мы впервые будем участвовать в Форуме-выставке "ГОСЗАКАЗ - ЗА честные закупки". Такое участие - хороший способ показать Банк России как надежного партнера и привлечь новых поставщиков.
Мы надеемся, что данный подход будет выгоден и Банку России, который сможет повысить эффективность своих закупок за счет расширения круга поставщиков, и рынку, который сможет предложить нам свои товары, работы, услуги.
Новая нормативная база дала нам возможность проводить конкурентные закупочные процедуры - у нас резко выросло число различных открытых процедур, многие из которых проводятся в электронной форме. В прошлом году уже около 57% процедур выбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей) были открытыми. В стоимостном выражении это составляет около 46%. Банк России провел более 2 тыс. закупок на общую сумму 18,5 млрд рублей.
Проведенная работа и реализация мероприятий, направленных на повышение конкуренции, позволили достичь экономии более чем на 1 млрд рублей. Снижение начальной максимальной цены договора при этом составляло в среднем 8%, что выше среднего показателя прошлого года - 3%. Этому способствовал не только рост числа участников закупок (в целом до 3,5 заявки на одну закупку и до 10 заявок на одну конкурентную закупку), но и изменение подходов к организации, разделение полномочий "заказчиков" и "закупщиков".
В рамках реформы были созданы закупочные подразделения в составе главных управлений Банка России по федеральным округам. Сейчас проводится централизация и передача функций организации закупок в закупочные подразделения из региональных подразделений (отделений, подразделений социально-бытового назначения и других подразделений), что ведет к оптимизации количества людей, занятых в процессах закупок.
Помимо этого, мы получили эффект масштаба экономии за счет консолидации объемов закупок. Кроме того, централизация закупок имеет и еще одну важную цель, а именно соблюдение единого уровня цен для разных регионов, оптимизации, типизации требований и получение наиболее выгодных условий закупок.
Традиционно в Банке России было много закрытых процедур, закупок у единственного поставщика, а также открытых процедур с ограниченным участием. На это есть определенные причины. Это и закупки у субъектов естественных монополий, и закупки в таких узких, специфичных сферах, как, например, налично-денежное обращение или безопасность, где есть монополия отдельных предприятий. Доля таких закупок в 2016 году составила 17% от общего числа закупок.
На 2017 год мы взяли в качестве ориентира такие показатели: увеличить количество процедур выбора поставщика в электронной форме до 50% закупок, долю конкурентных процедур - до 67%. Внедрение различных механизмов управления требованиями и подходов к проведению закупок должно позволить стабильно держать показатель среднего снижения начальной максимальной цены договора на уровне около 10%.
Банк России в своей закупочной деятельности также исходит из принципов импортозамещения. У нас создана и работает комиссия по импортозамещению, которая проводит анализ различной продукции и технологий российского производства на предмет их применения при создании и развитии инфраструктуры Банка России, в том числе в области информационных технологий. Ряд технических решений сейчас проходит апробацию в наших структурных подразделениях. После подтверждения полного соответствия этих решений требованиям Банка России, в том числе в области информационной безопасности, они будут включены в планы закупок.
Там, где это возможно, мы стараемся сформировать конкурсные условия таким образом, чтобы дать преференции российской продукции или привлекать российские компании в качестве партнеров на различные проекты.
А в закупках систем жизнеобеспечения объектов банка и систем обеспечения безопасности технологических процессов доля российской продукции уже доходит до 100%.
Еще один пример - закупка услуг для проведения ежегодного аудита Банка России, при которой предусмотрены преференции поставщикам, выступающим в консорциуме с российскими партнерами. Очевидно, что выдержать конкуренцию, в том числе с крупными международными компаниями, непросто. Но мы считаем, что необходимо поддерживать отечественный рынок аудиторских услуг.
Большинство практик, заложенных в 223-ФЗ и 44-ФЗ, нашли свое отражение как при подготовке нормативных документов, так и при создании ЕИС СЗ, а также при организации закупочных подразделений. В первую очередь мы использовали из этих законов перечень способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Если по старой нормативной базе у нас было только три способа закупок, то к настоящему времени этот перечень увеличили до 10, включая и открытые, и закрытые способы. Это существенно расширило наши возможности.
Источник: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/36757/int290317.pdf