Сегодня без цифровых технологий не обходится работа ни одной организации, будь то госкорпорация, предприятие с государственным участием или частная коммерческая компания. Процесс внедрения новых IT-систем в те или иные сферы деятельности обозначают термином «цифровизация бизнеса». В том числе такая цифровая трансформация оказывает влияние на экономику (электронная коммерция, автоматизированные платежи), государственное управление (документооборот и госуслуги в электронной форме), производство (автоматизация цепочек продаж, интернет-маркетинг) и здравоохранение (телемедицина, электронные медицинские карты).
Как отмечают эксперты, в сегодняшних реалиях деятельность, связанная с цифровизацией бизнеса, представляет собой устойчивое направление в корпоративной структуре. Цели цифровизации бизнес-процессов могут различаться: от оптимизации затрат и повышения скорости обработки рутинных задач до развития новых направлений и ускорения роста производства. Однако для достижения желаемого эффекта от цифровой трансформации руководителям компаний следует понимать, какие современные технологии применяются и доминируют в отрасли, а также как они влияют на создание эффективной экономической модели.
Области цифровой трансформации
Приоритетная задача цифровизации состоит в том, чтобы обеспечивать жизнеспособность и рост бизнес-структуры на протяжении длительного периода времени. Это актуально любой отрасли независимо от характера деятельности. Сегодня мероприятия по цифровой трансформации бизнеса проводят торговые и с/х предприятия, строительные и промышленные компании, организации государственного сектора и так далее. Наиболее высокий уровень цифровизации достигнут телекоммуникационными и финансовыми структурами.
В России в роли полигона для испытания новых технологий традиционно выступают сферы сельского хозяйства и торговли. В частности, в этих секторах внедряются прототипы беспилотной техники, инструментарии электронной коммерции и т. п. Кроме того, цифровая трансформация оказывает положительное влияние на реализацию программ по импортозамещению среди промышленных предприятий (для обеспечения технологической независимости производственного цикла). Оптимизация бизнес-процессов и исключение из них роли человеческого фактора становится возможным благодаря использованию цифровых технологий управления и автоматизации. Все перечисленное выполняется параллельно с внедрением средств кибербезопасности.
Этапы цифровизации
Непосредственно процесс цифровой трансформации бизнеса состоит, как правило, из пяти последовательных действий:
- Осознание необходимости в цифровизации.
- Разработка стратегии цифрового развития.
- Переосмысление бизнес-процессов и структуры предприятия.
- Разработка цифровых продуктов для решения конкретных задач.
- Внедрение и масштабирование IT-решений.
Прохождение этих этапов компанией может быть самостоятельным или с привлечением сторонних специалистов. На первом этапе обычно выполняется обучение команды на специализированных курсах, а при реинжиниринге задействуются готовые цифровые решения.
Зачем бизнесу цифровая трансформация
Преимуществ от цифровизации достаточно много. Например, большинству современных предприятий доступны массивы данных, пригодные для конвертации в идеи, полезные для развития компании и применимые для оперативного принятия решений. В связи с этим проявляется новый подход к управлению бизнес-процессами, именуемый Data Driven, который базируется на анализе фактической информации. Он помогает оценивать достоверность потребностей потенциальных клиентов, на основе чего делать персональные предложения и развивать сервисное направление. Data Driven позволяет понимать, какие товары и услуги будут востребованы до того момента, когда спрос достигнет пикового значения.
Другой положительный момент, обусловленный цифровой трансформацией бизнеса, — повышение производительности. Цифровые технологии помогают персоналу лучше выполнять профессиональные обязанности. Особенно это касается подразделений, связанных с финансовыми операциями, бухгалтерией, работой с кадрами. Их основная деятельность может быть максимально автоматизирована. Взаимодействие в цифровой среде заметно упрощает коммуникацию между разными отделами и группами внутри компании.
Также цифровизация оказывает положительное влияние на вовлечение потребителей, помогая развивать плодотворные отношения бизнеса с потребителями товаров и услуг. Это проявляется в улучшении имиджа торговой марки за счет повышения интенсивности работы с клиентами на разных этапах взаимодействия. В результате повышается эффективность функционирования предприятия.
Еще одной существенной составляющей цифровой трансформации является информационная безопасность. Достижение этой цели требует реализации таких мероприятий, как контроль над механизмом предоставления доступа к данным, а также соблюдение правил хранения критически важной информации. Большое внимание в данном вопросе уделяется средствам защиты от хакерских атак. Для решения такого рода задач, как правило, требуется собственный IT-отдел в организации или помощь стороннего агентства, специализирующегося на кибербезопасности.
Наконец, цифровая трансформация бизнеса способствует укреплению партнерских отношений и развитию услуг по требованию. Предприятиям приходится постоянно взаимодействовать друг с другом в лице подрядчиков, заказчиков, поставщиков и так далее. В этом плане традиционный бумажный документооборот представляется сегодня морально устаревшим и серьезно тормозящим отлаженные бизнес-процессы. В свою очередь, цифровые механизмы работы с документацией сокращают временные затраты и повышают сохранность данных.
Место no-code в цифровизации бизнес-процессов
Важную роль в вопросе эффективности IT-решений в рамках цифровизации бизнеса играет их доступность для пользователя. Повысить юзабилити программного обеспечения позволяет технология no-code, активно применяющаяся в области обработки и хранения данных, а также в создании цифровых инструментов для решения узкопрофильных задач. Благодаря таким решениям, не требующим от пользователей наличия навыков программирования, появляется возможность вносить изменения в ПО без привлечения IT-специалистов. В том числе визуализация данных может создаваться для разных отделов с предоставлением прямого доступа сотрудникам.
Цифровые решения, созданные по принципу no-code, помогают:
- Создавать MVP (минимально жизнеспособный продукт) для проверки гипотез и прототипирования.
- Осуществлять разработку внутрикорпоративного ПО силами сотрудников, не имеющих IT-подготовки.
- Автоматизировать рутинные бизнес-процессы путем запуска систем контроля, внедрения CRM и так далее.
- Создавать приложения для клиентов и внутренние IT-продукты под конкретные задачи.
No-code технологии дают преимущества любому бизнес-направлению, помогая автоматизировать вспомогательные процессы. Аналитикам предоставляются наборы модулей для работы с файловыми хранилищами и базами данных. Бухгалтерия и финансовые отделы получают возможность интеграции с соответствующими сервисами. Маркетинговые подразделения пользуются модулями, связанными с коммуникациями (соцсетями, почтовыми сервисами, SMS-рассылками и так далее). Отделы продаж используют сервисы автоматического приема платежей, CRM и приложения для обратной связи с клиентами.
Одним из популярных на российском рынке продуктов для цифровизации бизнес-процессов предприятия является no-code платформа NBT, полностью соответствующая требованиям в области импортозамещения. Передовая разработка позволяет реализовать любые необходимые решения, от портала поставщиков до систем управления обращениями и контроля договоров. Эта no-code платформа отличается удобным, интуитивно понятным интерфейсом, гибкостью настройки и кастомизации, а также широкими возможностями интеграции, повышающими согласованность и скорость сквозных процессов. Чтобы больше узнать о технологиях NBT, посетите страницу продукта на нашем сайте.