По своей сути интеграция систем — это способ соединения различного ПО в единую инфраструктуру. Когда речь идет о программных продуктах, такой процесс, как правило, представляет собой объединение IT-систем, приложений и сервисов для достижения общих целей. Если физические компоненты состоят из аппаратных модулей, то виртуальные элементы включают в себя информацию, которая содержится в базах данных ИТ-решений. Поэтому интеграция — это сложный процесс, требующий понимания функционирования программного обеспечения и соответствующих технологий.
Что значит «системная интеграция» и зачем она нужна
Интеграция в области IT предполагается объединение функционально различающихся информационных полей с использованием API и протоколов для обеспечения совместной работы и обмена данными.
Общие принципы подхода:
- Гибкость. Способность адаптироваться к изменяющимся требованиям и быстро вносить корректировки по мере необходимости.
- Масштабируемость. Способность увеличивать обрабатываемую базу данных по мере расширения бизнеса и выдерживать возрастающие нагрузки без ущерба для производительности.
- Управляемость. Обеспечение контроля работы и отслеживание процесса обмена информацией, включая мониторинг, ведение журналов, выявление возможных ошибок.
- Стабильность. Эксплуатация решения обеспечивает непрерывность работы и минимальные потери данных в случаях сбоев, что в приоритете для критически важных бизнес-процессов.
- Безопасность. Применение средств информационной защиты и механизмов шифрования, предотвращающих несанкционированный доступ к данным.
- Автоматизация и оптимизация. При объединении релевантных и коррелированных данных выборка и обработка информации упрощаются, а бизнес-процессы оптимизируются и автоматизируются за счет настроенных каналов.
- Модульность. Предполагает возможность интеграции и повторного использования компонентов в зависимости от контекста.
Помимо прочего, грамотно реализованная системная интеграция — это прямой путь к экономической эффективности за счет устранения повторяющихся задач и использования одних и тех же ресурсов. Единое хранилище устраняет необходимость держать одинаковую информацию в разрозненных местах, а возникающие совпадения легко классифицируются.
Типы и методы интеграции информационных систем
Обычно предприятия используют в работе разное программное обеспечение, сочетая узкоспециализированные решения с другими системами общего пользования таким образом, чтобы извлечь максимум выгоды. Что означает подобная интеграция на практике? Считается, что в IT существует четыре основных типа объединения:
- Со старыми версиями программного обеспечения. Такая интеграция подразумевает, что современные приложения подключаются к уже функционирующим, но устаревшим с технологической точки зрения программным средам. Как правило, это касается использования API, веб-справочников и общих компонентов подключения.
- С корпоративными приложениями. Выполняется объединение подсистем путем двухточечной, вертикальной или горизонтальной интеграции с целью совмещения нескольких функций приложения в единую среду, например, в универсальную платформу.
- Со сторонними системами. Этот подход применяется при необходимости повысить функциональность собственной технологии за счет другого программного обеспечения без необходимости вложения финансовых средств в новую платформу.
- Между компаниями. Через B2B-интеграцию выполняется автоматизация транзакций и документооборота между системами нескольких организаций. Цель состоит в улучшении партнерских отношений и взаимодействия поставщиков с клиентами.
Процесс интеграции систем — это комплексная и непростая задача, решаться которая может разными методами. Как правило, среди них выделяют следующие:
- Двухточечная интеграция. Предполагает прямое соединение отдельных подсистем или компонентов без необходимости наличия посредников. Такой подход отличается простотой и полезен в ситуациях, когда присутствует малое количество взаимосвязанных элементов и нет нужды в сложной обработке информации.
- Вертикальная. Подразумевает внедрение разных системных уровней (снизу вверх), а также помогает глубже интегрировать компоненты, что повышает удобство эксплуатации.
- Звездообразная. Основана на том, что центральная система представляет собой хаб с точкой интеграции, через которую осуществляется связь с компонентами. Такой метод востребован при необходимости управления подсистемами с обменом данными между ними.
- Горизонтальная. Обеспечивает внедрение на одном уровне или в одной области. Преимущественно применяется в целях объединения компонентов в единую платформу для дальнейшей совместной работы.
- Общий формат данных. Помогает осуществлять обмен информацией, которая легко распознается всеми участниками процесса. Может включать в себя стандартные протоколы, а также форматы JSON, XML и EDI, что упрощает интеграцию между системами за счет сокращения времени на обработку и преобразование форматов.
Каждый из названных методов характеризуется сильными сторонами и может использоваться в соответствии с требованиями конкретной ситуации или платформы.
Этапы интеграционного процесса
Такое мероприятие, как интеграция систем, — это постепенный процесс, включающий ряд этапов:- Разработка — предполагает создание и настройку интеграционного решения с учетом целей и требований конкретного бизнеса. Также здесь выполняется разработка нужных компонентов и отладка соединений между компонентами.
- Тестирование — проводится для проверки работоспособности интеграции и соответствия полученного результата требованиям бизнеса. Включает в себя проверки, сценарии и испытания, которые необходимы, чтобы все работало без ошибок.
- Внедрение — по мере завершения тестирования интеграция становится готовой к внедрению в рабочую среду. Здесь проводятся запуск решения, обучение персонала, а также адаптация рабочих процессов предприятия к новому формату.
- Мониторинг — после интеграции необходимо постоянно отслеживать производительность ИТ-системы. Мониторинг показателей помогает своевременно обнаруживать и устранять проблемы, повышает продуктивность работы программного обеспечения.
Исходя из того, насколько удачно пройдены эти этапы в целом и по отдельности, делается вывод о результативности интеграции информационных систем.
Как выбрать подходящее решение
Успех интеграции в IT обуславливается рядом факторов, которые необходимо учитывать. В первую очередь необходимо поставить четкие цели мероприятия и определиться с ожиданиями. Например, системная интеграция может быть направлена на улучшение бизнес-процессов, расширение функциональности системы, повышение качества коммуникации и так далее. Также не последнюю роль в обеспечении желаемого результата играет планирование мероприятия с учетом этапов и распределение ресурсов компании на их реализацию.
Непременное условие удачной интеграции информационных систем — это техническая совместимость компонентов. Поэтому предварительно нужно провести тщательный анализ технических характеристик ПО и удостовериться в том, что в процессе не возникнет критических конфликтов. Избежать ошибок в согласовании данных помогает стандартизация способов хранения и передачи информации. Еще один момент, заслуживающий пристального внимания, — обеспечение защиты конфиденциальности и целостности информации при интеграционных мероприятиях. Для этого используются современные методы аутентификации, помогающие минимизировать угрозы. Также для обеспечения корректной интеграции важна обратная связь между пользователями и разработчиками решения для оперативного исправления недочетов, если таковые будут обнаружены.
Этим условиям отвечает модульная платформа NBT. Российская разработка, созданная на основе no-code технологий, содержит в архитектуре целостные функциональные блоки, обеспечивающими управление иерархией пакетов данных. В состав продукта входят поддерживаемые вендором коробочные интеграции, а также решения, реализуемые посредством ESB (Apache NiFi), и кастомные разработки со встраиваемыми модулями и веб-сервисами. В решениях NBT реализована информационная безопасность на уровнях сетей и соединений (шифрование, хеширование паролей, мониторинг и изоляция сети, фильтрация соединений), приложений (защищенная авторизация, разграничение прав доступа и другие меры). При внедрении продукта обеспечивается сопровождение сертификации под ФСТЭК, тестирование и обучение.
Изучите дополнительную информацию о преимуществах платформы NBT, включая перечень готовых интеграций с внутренними и внешними системами, на соответствующей странице нашего сайта.