No-code — это метод разработки компьютерного ПО и мобильных приложений, предполагающий отсутствие необходимости работы с программным кодом в обычном понимании этого процесса. Конструкторы, работающие на основе данной технологии, позволяют создавать сервисы для автоматизированных процессов силами сотрудников предприятия (без привлечения IT-специалистов). Говоря простыми словами, чтобы разбираться, что такое no-code решение и как взаимодействовать с подобными продуктами, персоналу достаточно иметь опыт обращения с ПО на уровне уверенного пользователя компьютера.
Что можно разработать с помощью инструментов ноу-код
Посредством понятного в использовании no-code решения можно создавать и запускать полнофункциональные приложения с визуальными интерфейсами, логическими блоками и другим полезным функционалом без участия разработчиков. Что это значит на практике? Необходимые элементы, будь то текстовые блоки, формы обратной связи или что-то еще, создаются на базе готовых шаблонов. Причем перечень возможных действий с ними также определен заранее и не требуют умений в написании кода.
Список цифровых продуктов, в которых активно используются возможности no-code, довольно обширный. Сюда входят:
- приложения для мобильных устройств;
- сервисы обработки платежей;
- средства почтовой рассылки;
- чат-боты;
- аналитические инструменты;
- интернет-магазины и информационные сайты.
Говоря о no-code технологии, следует упомянуть и метод low-code, имеющий схожие принципы. Он также предполагает наличие готовых элементов, включенных в конструктор, с помощью которого в дальнейшем создаются продукты. Однако при создании ПО с помощью low-code требуется хотя бы минимальные познания в сфере программирования, тогда как no-code платформа является законченным продуктом, который не предполагает серьезной кастомизации и дополнения программного функционала вручную.
Ноу-код сервисы подразделяются на два типа по целям применения: внешние и внутренние. К первому относятся проекты, ориентированные на клиентов организации (например, конструкторы чат-ботов, корпоративных сайтов). IT-продукты второго типа направлены на отладку бизнес-процессов внутри предприятия. Примером внутренних no-code решений служат CRM-системы, инструменты управления электронным документооборотом и так далее.
Какое преимущество дают no-code решения
No-code технология создания цифровых продуктов имеет ряд значимых достоинств:
- Высокая скорость разработки. На создание сайта или другого сервиса таким методом требуется, как правило, от одной недели дот месяца. Если ту же работу выполнять посредством традиционного программирования, уходит гораздо больше времени. Это связано с тем, что классический подход к разработке IT-приложения включает много обязательных этапов. Например, дизайнер должен создать макет, затем адаптировать его к мобильной версии сайта, после чего подробно прописать спецификации для разработчика. Чем больше элементов, тем дольше будет этот процесс. И только затем макет передается фронтенд- и бэкенд-разработчикам.
- Относительно низкая стоимость. Базовый функционал no-code платформы доступен для пользователя по фиксированной стоимости: в рамках подписки или бессрочной лицензии. Это куда выгоднее, чем найм фронтенд-разработчика в штат или привлечение нештатного специалиста с почасовой оплатой труда.
- Доступность решения. За отсутствием необходимости заниматься программированием и благодаря интуитивно понятному интерфейсу работа с ноу-код приложениями может осуществляться рядовыми пользователями.
- Гибкость платформы. Чтобы произвести изменения в работе сервиса, не нужно привлекать IT-разработчиков, поскольку любой элемент конструктора уже готов к использованию и может быть заменен или установлен за пару кликов мышкой.
- Техническая поддержка. Компании, занимающиеся разработкой платформ, готовы оказать консультации по работе инструментов своих сервисов. Соответственно, пользователи могут рассчитывать на советы от профессионалов IT-сферы, а также воспользоваться инструкциями или базой данных, что ускоряет освоение функционала.
Последнее преимущество особенно важно в случаях, когда необходимо расширить границы возможностей, предлагаемых сервисом. В таких случаях можно обратиться к разработчикам за помощью в кастомизации no-code решения в соответствии с индивидуальными потребностями организации.
Особенности no-code при цифровизации бизнес-процессов
Повысить эффективность бизнес-процессов помогает цифровизация и, в частности, автоматизация типовых работ. В свою очередь, внедрение автоматизированных систем сопряжено с некоторыми трудностями. Прежде всего, к ним относят сложности интеграции IT-решений с уже используемым в организации программным обеспечением, а также высокие затраты на разработку новых средств цифровизации и необходимость обучения персонала взаимодействию с ними.
Результат внедрения инструментов автоматизации бизнес-процессов зависит от отрасли, в которой используют подобные решения. Так, в сфере услуг цифровизация помогает оптимизировать работу клиентских сервисов и улучшать пользовательский опыт. Насколько успешно все это будет реализовано, непосредственно зависит от выбранной платформы. В частности, хорошие результаты обеспечивает российская no-code платформа NBT, разработанная в рамках реализации стратегии по импортозамещению программного обеспечения, использующегося в государственном и частном секторах экономики. Благодаря технологии ноу-код кросс-платформенные продукты компании обеспечивают простое внесение заранее предусмотренных изменений в функционал готового решения и позволяют пользователям, не обладающим глубокими техническими знаниями, проводить самостоятельную настройку отдельных элементов ПО.
Широкий спектр интеграционного потенциала сервиса NBT способствует бесперебойной работе и заметно ускоряет сквозные бизнес-процессы, а также гарантирует быстрое развертывание системы с полным контролем над инфраструктурой. Помимо прочего, платформа отличается удобством эксплуатации, которое достигается за счет понятного интерфейса и простоты освоения инструментов ПО сотрудниками организации. Например, в число продуктов, разработанных на основе no-code платформы NBT и применяющихся в цифровизации бизнес-процессов, входят сервисы автоматизации закупок и бэк-офиса, электронная торговая площадка, Service Desk, а также автоматизированный портал поставщиков.
Познакомьтесь подробнее с особенностями функционала платформы NBT в соответствующем разделе нашего сайта. Также вы можете оценить преимущества от использования продуктов, изучив кейсы внедрения инструментов автоматизации и цифровизации в российских компаниях государственного и частного секторов экономики.